Нормативно-правовая база

Международные обязательства России                                                                                                                                                       

В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации. 

К их числу относятся:

  • Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована)
  • Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.)
  • Конвенция о правах ребенка

Законодательная база Российской Федерации

  • Конституция РФ
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
  • ФГОС
  • Трудовой кодекс РФ
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
  • Закон “О занятости населения в РФ”
  • Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г № ПР.-634
  • Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 – 2020 годы (утвержден 26 июня 2016 г. Заместителем Председателя Правительства РФ О. Голодец)
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (Задача: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся)

Конституция РФ (1993 года)

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

Статья 37.

1) Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Трудовой Кодекс РФ

https://base.garant.ru/12125268/

Часть 1. Раздел 1. Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1

https://fzrf.su/zakon/o-zanyatosti-naseleniya-1032-1/

Этот закон:

  • Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства.
  • Определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости.
  • Определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости».

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». https://base.garant.ru/136694/#friends

Здесь излагаются:

Понятие «Профессиональная ориентация»:

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально – экономической ситуации на рынке труда.

Определяются её важнейшие направления: «профессиональная информация», «профессиональная консультация», «профессиональный подбор», «профессиональный отбор», «профессиональная, производственная и социальная адаптация». Раскрывается понятие «государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения». Излагаются цели и методы профориентации, а также способы управления  профессиональной ориентацией, в частности на уровне образовательных учреждений различных типов.

В отношении организации профориентационной работы в образовательных организациях говорится:

6.4. Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:

– обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;

– проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

– формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;

– привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;

– организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;

– организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

– обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;

– используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда, – является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием, а также соответствующих организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/8a2ef3d550b182b12707927d61572a4cb473aa03/

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

… 4помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 – 2020 годы (утв. Правительством РФ 27.06.2016).

http://government.ru/news/23896/

В рамках реализации комплекса мер, в частности, планируются:

– расширение форм профориентационной работы для учащихся общеобразовательных организаций;

– разработка региональных программ развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся;

– создание в субъектах Федерации многофункциональных центров прикладных квалификаций;

– развитие форм временной занятости учащихся, в том числе посредством включения их в работу студенческих отрядов, добровольческих организаций, реализацию волонтёрских и социокультурных проектов;

– проведение олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди учащихся профессиональных образовательных организаций, в том числе проведение чемпионатов в рамках международного движения WorldSkills International.

Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы

http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf\

– стратегической целью государственной молодежной политики является “создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны”.

Государственная программа Российской Федерации “Образование” на 2019-2024 годы

http://www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf

  • Федеральный проект “Успех каждого ребенка” (проекты ранней профессиональной профориентации школьников).

Проекты ранней профессиональной профориентации школьников:

– участие школьников в открытых онлайн-уроках «Проектория»

– участие школьников 6-11 классов в проекте «Билет в будущее» и получение ими рекомендаций по  индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) (участвует примерно каждый 10-й школьник);

– детские технопарки «Кванториум»;

– разработка методология сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;

– не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. В наставники обучающихся будут привлечены преподаватели вузов, работники научных организаций, представители предприятий реального сектора экономики, деятели культуры, искусства, спортсмены, что будет способствовать развитию талантов школьников, их личностному и профессиональному самоопределению;

– региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта Образовательного фонда “Талант и успех”, с охватом не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в субъектах РФ

Государственная программа Челябинской области “Развитие образования в Челябинской области” на 2018 – 2025 годы (с изменениями на 14 ноября 2018 года) http://docs.cntd.ru/document/446623023

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы:

6) <…> Комплексные региональные решения по созданию условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с целью выбора варианта освоения программ общего образования в образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы, в дистанционной форме, в форме инклюзивного образования при психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении и поддержке в профессиональной ориентации.

Постановление Губернатора Челябинской Области от 11 февраля 2003 года N 47 «Об образовании областной межведомственной комиссии по вопросам психологической поддержки и профессиональной ориентации населения» http://docs.cntd.ru/document/499506694

В соответствии с основными направлениями своей деятельности комиссия:

1) оказывает содействие, рассматривает обращения и просьбы организаций Челябинской области в реализации их инициатив, направленных на решение проблем психологической поддержки и профессиональной ориентации;

2) разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства и Губернатора Челябинской области рекомендации и предложения по развитию системы психологической поддержки и профессиональной ориентации в области, подготавливает по этим вопросам проекты соответствующих решений;

3) координирует деятельность областных органов образования, труда, службы занятости, социальной защиты, здравоохранения, профориентации, учреждений непрерывного образования, организаций всех форм собственности в области психологической поддержки и профессиональной ориентации населения;

4) содействует повышению квалификации и переподготовке персонала психолого-профориентационных служб, разработке и выпуску научно – методических, информационно-справочных пособий, аудиовизуальных, компьютерных и других средств для реализации программ психолого-профориентационной направленности;

5) определяет приоритетные направления научных исследований по проблемам психолого-профориентационной работы с различными социальными группами населения;

6) участвует в развитии межрегионального и международного сотрудничества по вопросам психологической поддержки и профессиональной ориентации населения; 7) представляет Губернатору Челябинской области соответствующие информационные материалы и ежегодный отчет о своей деятельности, а также периодические обзоры по отдельным направлениям деятельности Комиссии.